Флористика ->  Публикации 

 

История русского натюрморта


Датой рождения современной розы принято считать 1867 год, когда были выведены первые сорта чайно-гибридных роз. В 1875 году появились первые полиантовые розы, позже гибридно-полиантовые, затем розы флорибунда, патио и почвопокровные сорта. Около пяти тысяч лет назад в Средиземноморье зародилась западная цивилизация. На заре ее развития появилась письменность, возникли города, люди научились использовать металлы, изобрели колесо и начали проявлять первый интерес к розам. Кстати, доставка букетов из этих элегантных и удивительных цветов крайне популярна и сегодня во многих странах.

 

Во втором тысячелетии до нашей эры на Крите рисовали розы на стенах дворцов, а спустя тысячу лет их изображали на гробницах в Древнем Египте. Но далеко не все народы древности почитали розу. Например, роза лишь дважды упоминается в каноническом тексте Библии, который призывает посмотреть, как растут полевые лилии .

 

Скорее всего, первыми, кто отнесся к розам всерьез, можно назвать древних греков. Воспевая розу, поэтесса Сапфо называла ее королевой цветов , а отец ботаники Теофраст в своих трудах подробно описывал этот вид и надлежащий уход за розами, уточняя, что для лучшего цветения их необходимо обрезать, размножать черенками и тщательно подбирать место для посадки.

 

Именно греки начали выращивать розы в садах и горшках, а римляне стали первыми истинными ценителями этих цветов. Они спали на розовых лепестках, устилали ими полы во время пиршеств, ввозили ранние розы из Египта и выращивали их зимой в отапливаемых оранжереях. Также римляне употребляли лепестки роз в пищу, изготавливали из них вино, косметические средства и лекарства. С легионерами роза попала в Британию и на другие окраины империи, но с падением Рима утратила популярность, ею перестали заниматься, поэтому выжили только наиболее выносливые сорта.

 

Христианская церковь в начале своей истории не признавала этот цветок, считая его символом римской распущенности. Однако к 400 году нашей эры роза опять стала популярной. Из ее плодов стали изготавливать чётки, из лепестков лекарства, а в храмах делали округлые окна, имеющие очертания цветка розы.

 

К началу 16 века в английских садах выращивали несколько видов роз. Следует упомянуть самую древнюю из садовых роз розу французскую, или красную, которая попала в Британию с крестоносцами. Другая очень давно культивируемая роза белая роза была завезена в Британию римлянами. Душистая дамасская роза попала на Британские острова гораздо позже на рубеже 16 века, а не во времена крестовых походов, как это часто утверждается. Белая, красная и дамасская розы росли в английских садах в период правления династии Тюдоров, в гербе которых символ дома Ланкастеров красная роза и символ дома Йорков белая роза были объединены после окончания войны Алой и Белой роз (1455-1485гг.). Уже тогда появился сорт Autumn Damask, отличающийся необычайно долгим цветением. Когда-то это свойство не имело особого значения, но в будущем этому сорту было суждено стать родоначальником самой важной группы сортов роз.

 

К концу 17 века в культуре появились новые розы. Душистая роза столистная (центифолия, или капустная роза) была завезена в Британию в начале 1550-х годов из континентальной Европы. Другие розы прибыли издалека: желтая роза из Персии через Вену в 1580-х годах, а мускусная роза примерно в то же время из Гималаев.

 

Это были старые розы, которые росли как раскидистые кусты и цвели только один раз в сезон шаровидными цветками всего нескольких тонов окраски. Восточные розы появились в Британии лишь два столетия спустя. При скрещивании восточных роз с западными было получено поразительное число сортов, представленных в настоящее время в английских садах.

 

Когда западная цивилизация только зарождалась, в Китае уже выращивали розы. Розовое масло и лепестки цветков использовали в парфюмерии, а также для защиты от злых духов. В Японии тоже издавна выращивают розы. Однако на Востоке роза никогда не имела такого значения, как хризантема, лотос или цветки декоративной вишни.

 

Самые старые сорта роз, конечно, безвозвратно утрачены. Но когда в начале 18 века торговцы из Ост-Индской компании побывали в Китае, они обнаружила там совершенно неизвестные европейцам сорта культурных роз, мелкие цветки которых не имели ярко выраженного аромата и росли на вытянувшихся, слабо облиственных кустах, а цвели несколькими волнами с весны до поздней осени. Некоторые из этих роз были необычной малиновой окраски. Это были китайские розы. Первой из них в 1752 году в Европу была привезена роза сорта Old Blush, а вскоре после этого роза сорта Slater's Crimson China.

 

Другие китайские розы достигли Европы намного позже. Это были чайные розы первые аристократки среди роз. Несмотря на то, что они не переносили даже легкого похолодания и у них были слабые цветоножки, чайные розы привлекли к себе внимание красивой формой бутонов, изящными цветками, нежным ароматом и длительным цветением. Первой из чайных роз в Британию была завезена в 1810 году роза сорта Hume's Blush Tea-Scented China, вслед за которой в 1844 году последовал сорт Park's Yellow Tea-Scented China.

 

Повторноцветущие китайские и изящные чайные розы были идеальными партнерами для скрещивания с росшими в Британии выносливыми и морозоустойчивыми сортами. В любой английской книге о розах подробно рассказывается о роли, которую сыграли китайские розы в истории получения современных сортов самого любимого британцами цветка. Между тем, роль японских роз зачастую недооценивают. А ведь в 1860-е годы из этой относительно малоизвестной тогда страны была завезена многоцветковая роза. Мелкие и довольно невзрачные цветки этой дикой плетистой розы, собранные в крупные соцветия, не производили сильного впечатления. Однако именно от этого вида произошли многие современные сорта плетистых роз и все сорта роз флорибунда.

 

В результате случайного скрещивания восточной розы сорта Autumn Damask и западной Rosa gallica officinalis в Италии был получен первый гибридный сорт, получивший название Duchess of Portland, от которого произошли портлендские розы. Эти розы были популярны в первой половине 19 века, но сейчас встречаются крайне редко. Другой гибрид, нуазеттовая роза, появился примерно в то же время в Южной Каролине (США). Но настоящий бум начался в 1816 году, когда на острове Реюньон в Индийском океане в живой изгороди из известных роз был найден кустик первой бурбонской розы. Этот гибрид унаследовал относительно крупные цветки и способность к продолжительному цветению. Появление этого типа привело к настоящей розовой лихорадке во Франции, что способствовало выведению тысяч сортов. Но в 1837 году путем скрещивания бурбонской и портлендской роз появилась новая Королева роз ремонтантная роза, 3 тысячи сортов которой было выведено до конца 19 века селекционерами Европы и Америки.

 

Датой рождения современной розы принято считать 1867 год, когда были выведены первые сорта чайно-гибридных роз. В 1875 году появились первые полиантовые розы, позже гибридно-полиантовые, затем розы флорибунда, патио и почвопокровные сорта.

 

Сегодня крайне трудно описать даже малую часть существующих ныне сортов Королевы цветов , каждый из которых отличается неповторимой окраской цветков, сезоном цветения и требованиями по разведению. Неизвестно, как будет изменяться мир роз в будущем. Но, несомненно, история роз продолжается.

 

По материалам книги Все о розах , автор Д-р Д.Г.Хессайон

 

Один из самых известных натюрмортов Левитана. В XIX-XX веках русские художники всерьёз увлеклись цветами. Натюрморт становился популярным жанром, но только в нашей стране, так как период расцвета этого жанра уже закончился.

 

Натюрморт (фр. nature morte мёртвая природа ) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

 

Красота цветов издревле завораживала людей, натюрморт кажется нам жанром, существующим уже много веков. Однако, это не совсем так. Натюрморт берёт своё начало в XV веке в Голландии. В Росси он появился гораздо позже.

 

В Эрмитаже хранилось много работ голландцев, ученики Академии художеств приходили туда на занятия. Их задание заключалось в копировании картин известных мастеров. С 1830 года ученики стали издавать полотна с натюрмортами, выполненные в стиле старых мастеров.

 

Первым таким художником стал Хруцкий. Он изображал цветы и фрукты. Его натюрморты пользовались спросом и имели большой успех. Часто Хруцкий делал копии со своих работ, иногда добавляя новые детали: догорающую свечу, тлеющую сигару, подсвечник. Он низко ценил свою работу, и вскоре перестал писать натюрморты, отдав предпочтение религиозной тематике.

 

Хруцкий был первым художником в России, который отнёсся к жанру натюрморт всерьёз. Все остальные просто копировали картины старых голландских мастеров в качестве учебной программы.

 

Даже когда натюрморт стал довольно распространён, некоторые художники всё равно придерживались старой голландской школы. Один из них художник Харламов. Его картина Цветы образец идеального владения техникой прошлых лет. Эстонский живописец Гирв в Натюрморте с цветами расположил кувшин, горшок, цветы, фрукты, вазу в точности, как на старых голландских картинах. Использованные в натюрморте предметы были созданы в начале XX века. Сочетание старых приёмов в живописи и современных предметов на изображение создавали элемент вневременности. Художники не старались сделать что-то новое.

 

В конце XIX века в русской живописи цветы использовались, как прекрасное дополнение. Цветами украшали дамы свои шляпки и платья. Художники писали пейзажи с цветущими или наоборот, увядающими цветами. Яркий букет цветов на сером фоне был типичным приемом для салонной живописи второй половины XIX века. Букеты, большие и малые, кочевали с картины на картину. Если Вы хотите заказать цветы с доставкой, просто позвоните нам!

 

Долгое время русские художники отказывались от точной передачи строения цветка. Их предпочтение было отдано краскам, стилю, созданию феерических, ярких букетов. Художники расписывали фарфоровую посуду. Щекотихина-Потоцкая сначала работала с фарфоровой посудой, потом начала писать натюрморты.

 

В конце XIX века началось новое понимание цветочного натюрморта. В этом направлении работали такие мастера, как Левитан, Грабарь, Коровин, Жуковский. В своих работах они объединяли жанр пейзажа и натюрморта. Они располагали цветы на столе в парке, на подоконнике, на террасе. Известные натюрморты Коровина: Гвоздики и фиалки в белой вазе , Букет бумажных роз , Розы на фоне моря .

 

Лесные фиалки и незабудки , Одуванчики , Белая сирень натюрморты Левитана.

 

Наконец, натюрморт был оценён, как самостоятельный жанр. Развитие его легко проследить по картинам Коровина. Сначала художник писал яркие, красочные букеты на фоне Парижа или моря в Гурзуфе. Поздние его картины стали скромнее. Он сосредотачивался на самом букете цветов, а не на том, что букет окружало. Примером может служить Натюрморт. Охотино из антикварного салона Александр-Арт .

 

Интерес к натюрморту возник в России благодаря французским импрессионистам и постимпрессионистам. В нашей стране было много последователей Мане, Сезанна, Ван Гога, Гогена. Один из них Николай Тархов. Работал в стиле импрессионизма, уехал жить в Париж. Его высоко ценили такие мастера, как Бенуа, Малевич и Маковский. Одним из самых известных натюрмортов Тархова является Натюрморт. Цветы, овощи, фрукты .

 

Значительное место занимал натюрморт в творчестве Кончаловского, Машкова, Лентулова, Фалька, Гончарова, Осмеркина. Художники входили в общество Бубновый валет . Они исповедовали здоровый материализм, влюбленность в яркую плоть вещей, грубоватую, почти лубочную выразительность. Они сделали физически ощутимым то, что импрессионисты только видели, уменьшили дистанцию между зрителем и предметом.

 

В середине XX века классические натюрморты создаёт Удальцова. Многие художники работают в своих маленьких мастерских и пишут натюрморты. Некоторые из них избрали удобную жизненную позицию, так как советская власть к натюрмортам придраться не могла. Он летопись мирной жизни изгоев советского художественного мира , говорили о натюрморте.

 

В 20-30-х годах натюрморт приобретает некие абстрактные формы. Стол, цветы, рисунки, предметы превращаются в декоративный орнамент, подобный узорам на персидском ковре. Создателями подобных натюрмортов были Минчин, Ланский, Исаев. В их картинах предметное соединялось с беспредметным.

 

Сегодня натюрморты, к счастью, принимаемы и любимы публикой. Наконец-то природа этого жанра воспринята правильно.

 

розы гран при

 

Роскошный гиппеаструм. Сад для ленивых. Секреты свежести цветов. Снежные хлопья матрикарии. Сонное царство. спальня и растения.

 

Флористика ->  Публикации 
Сайт управляется системой uCoz