Флористика ->  Публикации 

 

Яркие работы мастеров городского озеленения


Сакура это японское название декоративного дерева, относящегося к виду Вишня , которая, в отличие от сливы, не приносит плодов. На сегодняшний день существует шестнадцать видов и примерно 400 сортов этого дерева. Самыми известными можно назвать сорт плакучая сакура (сидарезакура), на которой распускаются розовые цветы. Сакуре, национальному символу Японии, посвящено множество песен и стихотворений, в которых она ассоциируется с юностью и любовью. В буддизме за кратковременное цветение сакура считается символом бренности и непостоянства бытия, ведь достаточно порыва ветра, чтобы нежные цветы опали на землю, не успев распуститься. Поэтому, несмотря на то, что в Японии, как и в России можно заказать букет из любых цветов на дом или в офис, каждую весну в парках, аллеях, садах и возле дворцов Страны Восходящего Солнца собирается множество людей, чтобы полюбоваться поистине прекрасным и захватывающим зрелищем цветением сакуры.

 

Сакура это японское название декоративного дерева, относящегося к виду Вишня , которая, в отличие от вишни, не приносит плодов. На сегодняшний день существует шестнадцать видов и примерно 400 сортов этого дерева. Самыми известными можно назвать сорт сомейошино, который цветет белыми цветами, и плакучую сакуру (сидарезакура), на которой распускаются розовые цветы. Считается, что самая красивая сакура цветет в древних садах городов Киото, Нара и Камакура.

 

Весной, которая по-японски звучит как хаару , во время цветения сакуры многочисленные сады Страны Восходящего Солнца полностью преображаются. Сотни деревьев, будто окутанные облаками или покрытые хлопьями снега, зацветают повсюду белыми и розоватыми цветами. В эти дни по всей стране отмечают праздник рассматривания цветов ханами (от слов хана цветок и ми смотреть).

 

Точное время цветения декоративной вишни определить довольно сложно. Японские острова протянулись от субтропических до умеренных широт, а все сезонные изменения плавно перетекают с юга на север. На самом южном острове Окинаве первые бутоны сакуры появляются уже в январе, тогда как на северном острове Хоккайдо сакура порой зацветает только к лету. Кроме того, начало и продолжительность цветения сакуры в одном и том же регионе каждый год может меняться. Если сезону цветения предшествует теплая погода, то вишня может зацвести на одну-две недели раньше, и, наоборот, из-за холодов в начале сезона цветения, бутоны могут появиться позже запланированного срока. Официально считается, что в Токио сакура зацветает с 27 марта по 7 апреля, в Саппоро с 12 марта по 20 апреля, в Киото с 4 по 16 апреля, а в Осаке с 5 по 13 апреля. После открытия сезона в центральном парке Синдзюку в Токио волна цветущей вишни постепенно двигается на север страны. Многие японцы перемещаются вслед за ней, принимая участие в массовых празднествах.

 

Но цветы сакуры очень быстро начинают опадать. После раскрытия первых бутонов деревья стоят в полном цвету обычно не дольше недели. Поэтому с приближением весны в Японии большой популярностью пользуются прогнозы цветения сакуры, в которых ежедневно сообщается с помощью различных СМИ о том, в каких провинциях вишня уже в цвету, а где бутоны еще только начинают распускаться. Метеорологи, а вместе с ними и вся общественность, тщательно отслеживают Фронт цветения сакуры .

 

Традиция ханами возникла в Японии при императорском дворе. По некоторым источникам, традиция любования цветущей сакурой появилась в 7 веке при правлении династии Танг. Во времена императора Сага в Киото под ветвями цветущих деревьев стали проводить праздники, участники которых пировали, любуясь прекрасными цветами и воспевая их красоту в стихах и поэмах. Первоначально этот обычай распространялся только на элиту и императорский двор, но вскоре он стал популярен среди самураев, а к началу периода Эдо традиция прижилась и среди простого населения. В те времена цветение сакуры возвещало о начале сезона посадки риса, являясь символом богатого урожая. В соответствии с верованиями японцев этому дереву, как божеству, преподносили ритуальные дары. Для наибольшего распространения и укрепления традиции празднования ханами при династии Токугава вишневые деревья активно насаждались по всей стране, а во времена феодализма цветущая сакура стала символом самураев и их образа жизни. Это привело к тому, что в 19 веке в эпоху реформ Мэйцзи сакура безгранично вырубалась как символ феодализма. Несмотря на это, традиция проведения праздника любования цветами сакуры через некоторое время возродилась. Сегодня это один из самых любимых праздников в Японии.

 

Традиция празднования ханами носит в Японии поистине всеобщий характер. Ни один японец не пропустит сезон цветения сакуры, желая непременно насладиться этим великолепным зрелищем, подаренным самой природой, и, возможно, немного погрустить, провожая взглядом облетающие белоснежные лепестки.

 

Как правило, любоваться цветами сакуры идут большой компанией родственников, друзей или коллег. Ханами прекрасный повод, чтобы, пораньше оставив работу, весело провести время в кругу единомышленников. Кстати, некоторые японские компании организовывают празднование ханами как корпоративное мероприятие для своих сотрудников с целью сплочения рабочего коллектива.

 

Во время цветения вишни сотни людей располагаются в садах и парках и устраивают пикники, расстилая на земле и газонах коврики или одеяла. Выбрав день для пикника, компания обычно занимает место в парке еще утром, причем один из участников предстоящего празднества обязательно остается дежурить у выбранного места, чтобы его случайно не заняли другие поклонники цветущей сакуры. Поэтому под белоснежным деревом вполне можно увидеть молодого человека в деловом костюме, ожидающего смены караула .

 

На пикники в честь ханами приносят с собой из дома еду, сакэ и другие напитки. Наиболее популярные традиционные угощения этого праздника рисовые колобки онигири и закуска из рисовой муки. Интересно, что на пикники принято собираться и ночью, когда цветущая сакура особенно красива в свете фонарей, специально установленных для освещения виновницы торжества в ночное время.

 

Неудивительно, что именно весной в Японию со всех концов мира съезжаются ценители красоты, чтобы насладиться моментом, когда вся страна утопает в белых и бело-розовых облаках цветущей сакуры.

 

Начиная с 1988 года, творения Патрика Бланка украсили собой стены нескольких десятков построек, среди которых были здания абсолютно разного назначения, например, магазины, рестораны, отели, головные офисы компаний и даже частные дома Как известно, на сегодняшний день многие проблемы экологии и загрязнения окружающей среды требуют от современного человеческого общества незамедлительных и эффективных решений. Всеобщая урбанизация крайне остро ставит вопрос о необходимом озеленении жилых и деловых районов городов практически во всех странах мира. Конечно, житель мегаполиса может соприкоснуться с природой, выехав в выходной день на природу, побродив по лесу или даже просто заказав доставку цветов и букетов в офис, чтобы немного разредить напряженную трудовую обстановку. Тем не менее, подобное решение данной проблемы сложно назвать достаточно удовлетворительным. В свете этого вопроса интересно познакомиться с различными проектами, которые реализуются в ряде государств, чтобы помочь воплотить в жизнь различные озеленительные инициативы.

 

Обстановку современных городов можно назвать крайне агрессивной и враждебной по отношению к человеку. Действительно, душевному комфорту обитателей мегаполиса отнюдь не способствует однообразная картина, представленная высотными домами, улицами, заполненные автомобилями, и огромными массами спешащих куда-то людей. Власти многих стран мира давно пришли к выводу о том, что городское пространство сегодня как никогда нуждается в гармонизации, именно поэтому прекрасные цветы, неизменно способные поднимать настроение, на улицах европейских каменных джунглей стали повсеместным и привычным явлением, ведь жителей российских городов тоже радуют клумбы из чудесных виол, петуньи, бегонии, бархатцев или весенних тюльпанов.

 

В случае, когда официальная планировка застройки мегаполиса не предусматривает отдельного места для организации красочных цветников, на помощь человеку приходит вертикальное озеленение. Неизменным атрибутом улиц развитых городов становятся различные подвесные цветочные контейнеры, напольные чаши причудливых форм и балконные ящики для растений. Подобное решение может позволить не только сэкономить дефицитное пространство, но и сделать почти любой уголок города привлекательным цветущим оазисом .

 

Наряду с такими традиционными мерами, свойственными, в том числе, и российским городам, в наше время получила широкое распространение и практика подготовки и воплощения проектов, позволяющих гармонично сочетать архитектуру и растительность. Надо отметить, что французские, немецкие и швейцарские специалисты начали работать в этом направлении еще в 80-х годах двадцатого века. А сегодня и в России фасад здания, густо оплетенный свежей зеленью лиан, перестал быть исключительной принадлежностью загородного дома.

 

В качестве прекрасного примера подобной организации городского пространства можно привести проект американского архитектора Анджелы Данадьевой, которая превратила атриум торгового центра в Сиэтле в настоящие террасные сады, где в зарослях благоухающих свежестью растений нашлось место даже для маленького водопада. Интересно, что лианы, обвивающие фасад офисного здания, могут играть роль своеобразных естественных жалюзи, даря обитателям помещения приятную полутень и значительно фильтруя воздух. Иногда вьющиеся растения, например, партеноциссус, могут смягчать нежелательный контраст между конструкциями здания и окружающим его пейзажем, что помогает придать дому более уютный вид.

 

Особый интерес представляют собой проекты зеленой архитектуры , автором которых явился Фриденрайх Хундертвассер. Хундертвассера можно было назвать убежденным антифункционалистом, что проявилось в его отрицании всех привнесенных ранее норм и традиций при планировке различных городских построек. Работам этого выдающегося архитектора абсолютно чужды привычный урбанизм и унификация. Ярким манифестом оригинальных взглядов Хундертвассера считается построенное им в Вене здание, на все плоские элементы которого была насыпана земля. Таким образом, главным украшением крыши, балконов и террас дома стали высаженные деревья, кустарники и цветы, в результате чего сооружение более всего походило по внешнему виду на настоящий лес, посреди которого можно было заметить причудливые постройки. И это лишь один из удивительных проектов архитектора. Так что смело можно сказать, что принцип гармоничного союза человека и живой природы, которого придерживался Хундертвассер, был воплощен им не только на словах, но и на деле.

 

Интересный проект был реализован и двумя английскими архитекторами. Так, супруги Хизер Экройд и Дэн Харви начали свои оригинальные опыты по вертикальному озеленению с помещения семян различных растений на стену заброшенной лачуги в горной деревушке, украшения травой интерьеров недействующей церкви и создания плавающего газона. Позже самой масштабной их работой стало озеленение стен театра Литтлтона в Англии. Выделенная под проект площадь составила семьсот шестьдесят квадратных метров и была представлена северным и западным фасадами театра. Благодаря кропотливой и длительной работе, включающей в себя равномерное нанесение почвы на бетонные стены и последующую посадку семян, здание зазеленело и приобрело весьма необычный, но, без сомнения, привлекательный внешний вид.

 

Изобретателем вертикальных садов считается Патрик Бланк, известный во всем мире французский ботаник и дизайнер. Известно, что обычно висячие сады представляют собой традиционные горизонтальные лотки, которые наполняются землей и устанавливаются на вертикальной раме друг над другом. Уникальность проектов Патрика Бланка определяется абсолютным отсутствием подобных конструкций. Толщина же используемой им установки не превышает нескольких сантиметров, если, конечно, не брать в расчет высоту самих побегов. При этом вес ее достаточно незначителен для того, чтобы можно было говорить о создании установкой заметной нагрузки на стены строения. Разнообразие пригодных для использования растений, благодаря предусмотренной системе крепления, практически ничем не ограничено, разве что из возможных вариантов приходится исключить посадку деревьев.

 

В основу такого вертикального сада закладывается металлическая рама, закрепляемая на стене здания. К ней прикручивается пластиковый каркас, удерживающий похожий на войлок материал, в котором, собственно, и пускают свои корни растения. Посев семян производится после монтажа конструкции, что позволяет не только расположить необходимым образом зеленую стену , но и высаживать до тридцати различных видов растений на каждом отдельном квадратном метре, планируя и создавая удивительные и оригинальные вертикальные ландшафты, кажущиеся издалека настоящими, а не каменными , джунглями. Кстати, питательный раствор, содержащий в себе необходимые для роста и здорового развития флоры питательные элементы, поступает к растениям через специально разработанную сеть особых трубок. При этом стены постройки, скрытые от взора столь уникальным украшением, защищены от нежелательного и разрушительного для любого здания увлажнения.

 

Неудивительно, что столь инновационный метод оформления экстерьера городских сооружений быстро стал очень востребованным. Начиная с 1988 года, творения Патрика Бланка украсили собой стены нескольких десятков построек, среди которых были здания абсолютно разного назначения, например, магазины, рестораны, отели, головные офисы компаний и даже частные дома.

 

Безусловно, французскому дизайнеру в его деятельности по созданию оригинальных садов для мегаполиса помогают довольно глубокие познания в области ботаники, позволяющие не только подбирать наиболее красивые и эффектные композиции из цветов и растений, но и непременно учитывать фактор уживаемости одного вида с другими. Кстати, по утверждению самого Патрика Бланка, идея вертикальных садов возникла после исследования тропических лесов, где различные представители флоры произрастают схожим образом в естественных условиях.

 

На сегодняшний день план реализации новых проектов французского дизайнера в Малайзии, Катаре, Бельгии, Франции, Вьетнаме, Корее, Австралии и США очень объемен и разнообразен. К сожалению, нашей страны в списке ожидающих пока нет, и для России подобные решения по организации городского озеленения сейчас скорее можно назвать экзотической диковинкой.

 

В заключение, стоит отметить, что освещая столь серьезную и ответственную тему, как необходимое озеленение современных городов, в рамках одной статьи представляется весьма затруднительным рассказать обо всех оригинальных методах и техниках возможных решений такой актуальной на данный момент проблемы. Единственное, что можно считать несомненным, так это признание факта о доступности улучшения сегодняшней ситуации в мегаполисах за счет трудов и кропотливой работы настоящих профессионалов ландшафтного дизайна.

 

букет роз здесь

 

Флористический союз россии. Флорист работа или призвание?. Фрезия цветок аристократов. Гламелия изысканный букет.

 

Флористика ->  Публикации 
Сайт управляется системой uCoz