Флористика ->  Публикации 

 

Формоведение. основные формы цветочных композиций


Тонкие длинные листья, выступающие из букета по диагонали, передают ощущение творчески неупорядоченного движения, легкости Хотите, чтобы доставка цветов стала настоящим праздником для адресата, чтобы букет не был слеплен по шаблону, а напоминал бы о живом движении? Выбирайте композиции, в которых воплощены подвижные формы.

 

Подвижные формы это понятие не геометрическое, а условно художественное и, по большому счету, актуально оно именно для флористики. Распускающийся бутон в каждый конкретный момент остается статичным, однако, мы знаем, что он движется. Эта ассоциация закрепляется и за формой.

 

Несложно понять, почему подвижные формы так широко используются во флористике. Растительный материал живой, он подвержен изменению формы. Глаз зрителя невольно ждет, что вот из этой почки появятся листики, а вот эта лиана поползет и дальше вниз.

 

Движение может быть разным, и различается оно по направлению и форме. Вписывать их в цветочную композицию необходимо в соответствии с их особенностями.

 

Стремящиеся вверх подвижные формы движутся к свету, против силы тяжести. Что здесь самое важное? Над ними должно быть достаточно свободного пространства, которое бы подчеркивало направление их движения. Чтобы визуально им было куда расти. Хорошо, если такая форма будет высотной доминантой в композиции, а остальные элементы будут контрастно низкими. И, конечно, важно обеспечить прямое и вертикальное расположение.

 

Распускающиеся подвижные формы демонстрируют центробежные силы. Такими формами являются большинство цветов, которые выходят из бутонов: калла в одну сторону, орхидея в разные, некоторые хризантемы распускаются в форме шара. Для распускающихся форм необходимо большое количество пространства. Часто, чтобы подчеркнуть художественную ценность такого бутона в композиции, его нужно установить отдельно. Особенно если цветок будет достаточно велик по размеру. Если раскрывающиеся формы сочетать с распускающимися, то бутоны удачнее всего смотрятся наверху над всей композицией.

 

Выступающие подвижные формы напоминают стремящиеся вверх, только растут они по диагонали. Это большинство веток и цветочных стеблей. Как и в случае с другими формами, у них должно быть свободное пространство по направлению движения. Выступающие формы это удачное соединение верхних и нижних частей аранжировки, они смягчают композицию, делают ее не столь четко вертикальной. Также могут быть и доминантой диагональный стебель как основа спокойного расслабленного букета.

 

Над круглой цветочной композицией возвышаются вертикальные линии с плавными изгибами, которые становятся высотной доминантой букета, передают движение вверх, в то же время, делают это мягко Ниспадающие подвижные формы в них сила, заставляющая их двигаться вверх, настолько слаба, что они мягко падают вниз. К ним относятся практически все лианы и стебли вьющихся растений. Здесь пространство требуется внизу, чтобы позволить им ниспадать максимально выразительно. Очень важно визуально закрепить верхнюю опору, точку, из которой изогнутые линии будут расходиться. Ощущения от такой композиции мягкость, плавность, нежность.

 

Изогнутые формы ветвятся и переплетаются между собой, но делают это плавно, дугообразно, без лишних изломов. Помимо достаточно мягких и гибких веток березы, вишни, вербы, это могут быть косички из травы или искусственные материалы шнуры, ленты. Такие формы могут быть задействованы в широком спектре различных композиций от линейно-массивного букета до живой изгороди в саду. Если флорист обращается к изогнутым формам, он должен помнить, что они могут полностью свести на нет единичные прямые линии, на которых основан букет, поэтому с выступающими или стремящимися вверх подвижными формами им конкурировать не стоит. Зато, если имеющиеся линии не мешают, а усиливают их воздействие, или необходимо изобразить художественный беспорядок веток, такие формы окажутся как нельзя кстати.

 

Ломкие формы образуют острые углы, представляют собой прерывистые линии, и это роднит их с одной из основных форм треугольником. Изломанные по форме ветки айвы, сосны, рябины, а также любые конструкции из проволоки, жести, решетки. Нетрудно догадаться, что в композиции они создают напряжение, ощущение жесткости. Кроме того, эти лини должны быть подчеркнуты. Нужно избегать конкурирующих с ними линий и поместить их на мягкий и спокойный фон, тогда они будут смотреться четко и филигранно. Именно они должны стать основным мотивом аранжировки, иначе их эстетическая ценность будет утеряна.

 

Стелющиеся подвижные формы могут быть прилегающими (образующими поверхность) или круглыми, собирательными. Формы, образующие поверхность, распространяются по плоскости. Это различные виды мха, а также рассыпанный мелкий декоративный материал: листья, шишечки и т.д. Собирательные формы создают ощущение центростремительного движения, соединения материи в одну точку. Такими формами могут служить практически любые шарообразные плоды и неживые предметы, розетки из листьев, соцветия астры и хризантемы, куполообразные кочаны цветной капусты. Передавая семантику круга, они смотрятся весьма спокойно, поэтому на первый план выходит не форма, а фактура и цветовая гамма. Структура кажется замкнутой, самодостаточной, массивной и плотной. Они вписываются практически в любое помещение и не требуют объемного пространства вокруг (так как их движение направлено в центр), но зато им нужна твердая акцентированная опора.

 

Букет выполнен в форме равнобедренного треугольника, устремленного в высоту Работа с формой это один из основных навыков, которые подразумевает флористическое искусство, ведь от красоты и уникальности получившейся композиции зависит и то, будет ли доставка цветов успешной, поразит ли Ваш букет окружающих. Если художник создает образы на картинной плоскости, то флорист работает с трехмерным пространством. К тому же, особенность готовой цветочной композиции будет целиком зависеть от форм отдельных элементов, от их сочетания.

 

Если цвета могут быть разделены на основные и смешанные, получаемые путем соединения основных в самых разных пропорциях (мы об этом писали здесь), то похожим образом можно классифицировать и существующие геометрические формы.

 

Итак, троица, на которой держится все геометрическое многообразие: Прямоугольник, Треугольник, Круг. Все остальные формы можно создать путем сочетания этих.

 

Причем, у каждой из этих форм есть своя семантическая нагрузка: определенные ассоциации, воздействие на сознание и подсознание. Недаром, психологи даже определяют характер человека и его склонности, выясняя, какая из фигур ему больше нравится.

 

Треугольник, например, символизирует динамику. Если одну из его сторон считать основанием, всегда будет казаться, что он указывает направление в сторону противоположной вершины. Соответственно, чем тоньше и длиннее треугольник, тем это стремление выразительнее, движение проявляется отчетливее.

 

Флорист может направить треугольник. Треугольный букет, который будет заострен вверх, создаст ощущение высоты, полета, освобождения. В природе такие формы воплощают гладиолус, эремурус, львиный зев.

 

Если в композиции треугольник направлен вниз (как в грозди винограда, например), то возникает ощущение мягкости, форма как будто стекает. Треугольник, устремленный в сторону, по сути своей, требовательный и самоуверенный, резкий и изящный, он словно бы заявляет свои права на окружающее пространство. Таковы, например, цветы каллы и антуриума.

 

Чтобы движение, переданное треугольной формой, было очевидным, линия, которая принята за основание треугольника, должна быть подчеркнута, визуально закреплена.

 

Треугольник, кстати, может быть, симметричным и ассиметричным, причем художественный эффект от этого реально меняется. Симметричный треугольник это основа классической и строгой композиции. В нем четкие очертания линий, которые образовывают основания и одинаковые стороны. Кто-то считает эту форму ограниченной и скучной, однако, она продолжает пользоваться популярностью.

 

Ассиметричный треугольник более свободен, поэтому и линии, в которые он заключен, оформляются обычно не так строго и ровно. Цветы и листья могут свешиваться за кромку сосуда. Линии ассиметричного треугольника разной длины, углы разной величины.

 

Желательно, чтобы окружающее композицию пространство было бы достаточно свободным, особенно в той части, куда направлен треугольник.

 

В трехмерном пространстве треугольнику соответствуют пирамида (в ее основании может быть любой многоугольник, каждая из сторон которого основание для треугольников, стремящихся к вершине) и конус (в основании круг, другая сторона заострена).

 

Прямоугольник, в каком-то смысле, противоположен треугольнику. Он как раз символизирует статику, остановку, отсутствие движения, разумное и рациональное построение. В природной растительности прямоугольники практически не встречаются, зато эта форма широко используется флористами. Прямоугольным может быть цветочный горшок, ступенчатые линии в композиции, это также кирпичи, любые колонновидные предметы свечи, например.

 

Прямоугольную форму можно ориентировать горизонтально (вытянуто вдоль поверхности) или вертикально (более длинные стороны перпендикулярны поверхности). Горизонтально ориентированный прямоугольник достаточно тяжелый, он словно бы расползается вширь, напоминает фундамент. Вертикально ориентированный прямоугольник может сделать композицию высокой и утонченной.

 

Чтобы вписать прямоугольную форму в помещение органично, нужно сделать ее линии параллельными линиям самого помещения. Если же есть желание, вызвать ощущение напряженности, беспокойства, тогда прямоугольник можно разместить диагонально.

 

В пространстве прямоугольнику соответствует параллелограмм и его частный случай куб (все грани которого равны).

 

О сущности круга могут рассказать и философы, и религии. Во-первых, круг замкнут, причем у него нет начала и конца. Это словно бы символизирует отдельную систему, самодостаточность, завершенность и, в то же время, приготовление, созревание. Круг, с одной стороны, не назовешь статичным, в нем присутствует движение, которое в отличие от треугольника никуда не стремится. Это напоминает динамическое равновесие.

 

Во-вторых, круг лишен прямых линий и острых углов, его единственная линия плавно изогнута.

 

Эта форма, как никакая другая, естественна для растительного мира. Круглыми является абсолютное большинство соцветий, бутонов, плодов и ягод. Среди декоративных материалов можно обнаружить также немало круглого: клубки, камни

 

Из круга и шара нет никакого движения в пространство, поэтому он должен быть достаточно плотным, явным и сконцентрированным. Форма по характеру очень мягкая и спокойная, никаких особенных требований к пространству она не предъявляется, поскольку легко вписывается визуально в любые очертания.

 

Если композиция состоит из нескольких форм, то круг чаще всего располагают посередине чтобы собрать оптически букет в одну точку.

 

хризантемы

 

Приходим в форму после праздников! цветы и травы в помощь стройной фигуре. Продляем цветам жизнь!. Путешествие вокруг света: цветы и страны. Растения и энергетика вашего дома. Чудесные маски для лица из цветов.

 

Флористика ->  Публикации 
Сайт управляется системой uCoz